Гайд 2021: как выбрать синтезатор
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Mother-32 Аналоговые синтезаторы Moog
Argon8 Цифровые синтезаторы Modal
JD-Xi Аналоговые синтезаторы Roland
Товар по новогодней скидке
SA-77 Детские синтезаторы Casio
LK-136 Цифровые синтезаторы Casio
CDP-S100 Цифровые пианино Casio
Отсутствует
По запросу
PSR E463 Цифровые синтезаторы Yamaha
Отсутствует
По запросу
Pa600 Цифровые рабочие станции Korg
FA-08 Цифровые рабочие станции Roland
Отсутствует
По запросу
Pa4X 76 Цифровые рабочие станции Korg
KRONOS2-61 Цифровые рабочие станции Korg
MiniBrute 2 Аналоговые синтезаторы Arturia
MS-20 mini Аналоговые синтезаторы Korg
TD-3-BK Аналоговые синтезаторы Behringer
Minilogue XD Аналоговые синтезаторы Korg
Со времени создания первого синтезатора в 60-х годах прошлого века развитие технологий и спрос способствовали появлению самих инструментов:
от компактных до концертных моделей с 88 полноразмерными клавишами, от простых монофонических с минимальным параметрами до цифровых рабочих станций, позволяющих сделать аранжировку и записать песню.
Из-за разнообразия выбрать себе нужный инструмент сложно. Сначала нужно определиться с задачами, которые вы с помощью синтезатора будете выполнять. От этого будут зависеть его характеристики, особенности, количество и качество клавиш, тембры, эффекты, наличие программ обучения и остальные параметры.
Виды синтезаторов
Синтезаторы можно разделить на три группы:
Аналоговые. Работают на полностью аналоговой схеме, сигнал формируется осцилляторами и затем обрабатывается фильтрами, усилителями, огибающими и т.д.
Цифровые. Сигнал формируется с помощью цифровых процессоров. По сравнению с аналоговыми моделями, у цифровых обычно более широкий функционал и больше гибкости в настройке.
Гибридные (цифро-аналоговые). Объединяют в себе сильные стороны цифровых и аналоговых технологий, например, стабильность цифровых осцилляторов и характерность аналоговых фильтров.
Клавиатура
Синтезаторы могут изготавливаться в виде небольших настольных модулей без клавиатуры, с компактной кнопочной клавиатурой или тач-панелью. Но большинство моделей оборудованы классической клавиатурой.
В зависимости от модели и задач клавиатура может иметь 25, 32, 37, 49, 61, 73, 76 и 88 клавиш. Компактные синтезаторы имеют от одной до четырех октав — этого диапазона, как правило, достаточно. Но музыкантам с фортепианным бекграундом может потребоваться инструмент с диапазоном от пяти октав.
По механике клавиатуры делятся на:
- Клавиши синтезаторного или органного типа (невзвешенные). Нажимаются очень легко, имеют малый вес, сделаны из пластика и оснащены пружинным механизмом. Размер таких клавиш может быть меньше фортепианного. Но тактильные ощущения совсем не те, что у настоящего фортепиано со взвшенной механикой.
- Полувзвешенные клавиши. Имеют пружинный механизм, но с большим сопротивлением и временем возврата клавиши в исходную позицию.
- Молоточковая (взвешенная) клавиатура. Обеспечивает максимально близкие ощущения к игре на акустическом инструменте.
Важным параметром клавиатуры является чувствительность к velocity. Этот параметр отвечает за громкость звучания ноты при нажатии: чем медленнее касание, тем тише звучит нота и наоборот.
Стоит обратить внимание и на наличие функции aftertouch. Эта функция меняет характер звука, в зависимости от давления на клавишу после самого нажатия.
Методы синтеза звука
Звуковые возможности синтезаторов на сегодняшний день очень широкие. Они способны воспроизводить и звуки простых волноформ, и целые оркестровые партии. В основе звучания любого синтезатора находится тот или иной метод синтеза.
Основные методы и примеры инструментов:
- Субтрактивный (Moog Minimoog) — вычитание элементов из основного сигнала, насыщенного гармониками.
- Аддитивный (Kawai K5) — сложение простых форм волн.
- FM (Yamaha DX7) — модуляция частот, при которой одна простая синусоидальная волна воздействует на частоту другой волны, тем самым получая более насыщенные и сложные звуки.
- Таблично-волновой (PPG Wave). В основе данного метода лежит матрица (таблица), заполненная короткими семплами волноформ, способными объединяться в различных комбинациях.
- Векторный (Sequential Circuits Instruments Prophet VS) — динамическое смешивание аудиосигналов.
- Линейно-арифметический (Roland D-50) — звук формируется из атаки из семплированного фрагмента и синтезированной остальной части сигнала.
- Семплерный (PCM) — основан на сэмплах, записанных с помощью реальных инструментов.
- Аналоговое моделирование (Roland JP-8000) — моделируется аналоговая схема с использованием специальных процессоров обработки.
- Физическое моделирование (Roland V-Piano) — сложный вид синтеза при котором моделируется звучание физических инструментов, их характеристики, поведение и т.д.
Многие производители цифровых синтезаторов имеют свои собственные технологии работы тон-генераторов или процессоров, отвечающих за качество звучания, например, AiX Sound Source у Casio, ZEN-Core, V-Piano и SuperNATURAL у Roland, AWM, AWM2, FM-X у Yamaha или EDS-i у Korg.
Полифония
Полифония обозначает максимальное количество голосов, которые одновременно может воспроизвести инструмент. В зависимости от технологии формирования звука при нажатии одной клавиши могут воспроизводиться несколько голосов, отвечающих за основной звук, его обертона или призвуки механических элементов акустического инструмента. Также голоса используются при игре под встроенный аккомпанемент.
Аналоговые бас/лид-синтезаторы чаще всего имеют один голос, более функциональные модели — до 16 голосов. Многофункциональные цифровые синтезаторы, напротив, имеют большое количество голосов: от 32 в любительских моделях до 256 в профессиональных.
Тембры
Аналоговые синтезаторы имеют ограниченное количество тембров в сравнении с цифровыми, но звучат более гармонически насыщенно и со специфичной теплотой аналогового оборудования. Цифровые синтезаторы способны имитировать десятки и сотни тембров классических роялей, органов, духовых, гитарных, ударных и синтезаторных звуков. Тембры могут редактироваться и сохраняться во внутренней памяти. Важный критерием — качество звуков во внутренней библиотеке инструмента. Количество и качество тембров влияют цену инструмента.
Еще один интересный параметр — мультитембральность. Она позволяет одновременно воспроизводить звук нескольких инструментов, например, звук перкуссионного инструмента, бас и пианино. Большинство цифровых синтезаторов поддерживает до 16 тембров, но есть модели с поддержкой 8 или 32.
Автоаккомпанемент
Во многих цифровых синтезаторах присутствует функция автоаккомпанемента. Это набор готовых ритмических партий или целых ансамблей в определенном стиле, под который можно проигрывать мелодические партии. Количество стилей зависит от уровня синтезатора и может быть очень разнообразным: от классики и джаза до рока и современной поп-музыки. Функция автоаккомпанемента сейчас часто встречается в любительских синтезаторах, инструментах для детей. В 90-е и до конца 2000-х были популярны так называемые аранжировочные станции — многофункциональные синтезаторы, в которых также был автоаккомпанемент. Такие инструменты позволяли полностью собрать музыкальное произведение.
Объем памяти
Стоит также обратить внимание на количество внутренней памяти синтезатора – чем ее больше, тем лучше. Память предназначена для различных данных, например, для хранения пользовательских пресетов и чаще всего измеряется в количестве ячеек. Если у инструмента есть возможность семплирования, стоит учитывать количество оперативной памяти для временного хранения сэмплированного материала и постоянной памяти для хранения сэмплов в инструменте. Некоторые инструменты позволяют расширять память при помощи USB-носителей и SD-карт.
Встроенные эффекты
Встроенные эффекты — неотъемлемая часть синтезаторов. Количество и качество эффектов напрямую зависит от назначения, уровня синтезатора и его цены. Модели начального уровня чаще имеют в арсенале базовые эффекты задержки, реверберации и хоруса. А рабочие станции с большим функционалом, помимо широкого выбора эффектов пространственной обработки, содержат компрессоры, лимитеры и эквалайзеры с возможностью обработки мастер сигнала.
Наличие и виды разъемов
Наличие разъемов в синтезаторе отражает его функциональные особенности. Обязательным является аудиовыход в виде одного или двух разъемов 1/4” (моно или стерео). В компактных настольных моделях основной выход может быть совмещен с выходом для наушников или выполнен в формате 3,5 мм.
Для игры пользователю может понадобиться вход для педали сустейна и экспрессии. Во многих профессиональных синтезаторах также есть входы для подключения микрофона или гитары, а также стереовход для семплирования внешнего аудиоматериала.
Подключение по USB к компьютеру позволяет передавать MIDI-сообщения и обновлять программное обеспечение. Наличие разъемов USB-A или слота для SD-карт упростит обмен данными, например, импорт сэмплов и экспорт сохраненных проектов. Некоторые устройства имеют пятипиновые MIDI-разъемы для работы с MIDI-устройствами.
Встроенная система обучения
Еще одна функция, которая характерна для любительских синтезаторов. Каждый производитель имеет собственную систему обучения. Вся необходимая информация отображается на дисплее инструмента. Некоторые модели оснащены подсветкой клавиш.
Секвенсор и арпеджиатор
Секвенсор позволяет записывать заданную последовательность нот в режиме реального времени или пошагово и редактировать. Простые секвенсоры имеют только одну дорожку, продвинутые — до 17.
Функция арпеджиатора позволяет автоматически проигрывать арпеджио на основе аккордов или заданных нот, устанавливать параметры скорости и направления воспроизведения, длительности нот и т.д.
Варианты выбора синтезаторов
Условно клавишные цифровые синтезаторы можно разделить на несколько категорий.
Синтезатор для детей. Бюджетные синтезаторы с уменьшенными клавишами, легким весом и компактными размерами, пассивной клавиатурой, простыми элементами управления и не самым реалистичным звучанием. Оснащены динамиками и разъемом для подключения наушников. Такие модели подойдут для того, чтобы заинтересовать ребенка, изучить ноты и аккорды, но не помогут выработать технику игры.
Синтезаторы для обучения. В отличие от детских, имеют полноразмерные клавиши, большую полифонию, а также расширенный функционал. Звучание более качественное, с большим количеством тембров и наличием обучающих программ.
Но если говорить об инструменте для начинающего исполнителя, которому важна постановка техники, то стоит обратить внимание на цифровые пианино со взвешенной клавиатурой с молоточковой механикой. Несмотря на небольшое количество тембров, сам инструмент будет максимально близок к акустическому первоисточнику.
Для домашней игры подойдут цифровые синтезаторы начального и среднего уровня. Пригодится набор разнообразных тембров, встроенная акустика, аккомпанемент и возможность подключения наушников, чтобы не мешать окружающим.
Многофункциональные цифровые рабочие станции. Предназначены для профессионального использования в студии. Оснащены полувзвешенной или взвешенной клавиатурой, широкими возможностями аранжировки, большим объемом памяти, качественными эффектами и другими функциями, необходимыми для записи песен.
Синтезаторы могут быть представлены в виде настольных модулей и автономных инструментов с полноразмерной клавиатурой. Некоторые синтезаторы имеют узкую специфику. Например, монофонические подходят для бас-, лид- или перкуссионных партий, полифонические гибридные – для создания насыщенных пэдов и текстур. Цифровые синтезаторы – более универсальные, и подходят для прописывания самых разных партий.
- Arturia MiniBrute 2
- Korg MS-20 mini
- Behringer TD-3-BK
- Korg Minilogue XD
- Teenage Engineering OP-1
- Modal Argon8
Источник https://www.dj-store.ru/articles/gaid-2021-kak-vybrat-sintezator/